Тренды на рынке коммерческой недвижимости - Андрей Михайлович Брауде
Интернет-журнал Недвижимость
Блог выставки «Недвижимость от лидеров»

Тренды на рынке коммерческой недвижимости

03.11.2020

Недвижимость — очень своеобразная отрасль, требующая значительных и долго окупающихся капиталовложений, с горизонтом планирования десять лет и более. Раньше проекты принимались с расчетом на рост, но в период пандемии и кризиса необходимо учитывать и противоположный вариант. Конечно, все сегодняшние тренды начались еще до 2014 года — в недвижимости изменения могут длиться десятилетиями, но 2020 год, несомненно, внес свою лепту.

Объем инвестиций в недвижимость ежегодно увеличивается. Рост продолжится и в следующем году, правда из-за корона-вируса и девальвации рубля, он будет проходить более умеренными темпами. Так, в следующем году темпы роста составят примерно 6%.

Увеличению инвестиций способствовала стабильная макроэкономическая ситуация в стране и снижение в 2019 году ключевой ставки ЦБ.

Основную долю инвестиций (порядка 30 и 25 %) занимают торговая и офисная недвижимость. Мы полагаем, что следующий постпандемийный год станет годом поиска интересных уникальных проектов. А каких именно – вопрос очень интересный!

Склады

Склады
Склады

Складские помещения на сегодняшний день пользуются максимальным спросом. Может быть, в столичных регионах процент сделок снижается, но в других городах он растет год за годом. Так, с 2018 года объем сделок увеличился в два раза: с 450 тысяч квадратных метров до 900 тысяч. Склады популярны среди компаний розничной торговли, например «Лента», «Окей» и другие. Мы считаем, что спрос на склады всегда будет, а где спрос, там и предложение!

Ритейл

Среди ритейла очень популярны аутлеты и магазины дисконты. Объяснить это легко: потребители стали более рациональны. Еще одним трендом в этом сегменте являются фуд-холлы, которые, кстати, скоро начнут набирать еще большую популярность. Фуд-холлы – это ресторанчики, где повара готовят вкусные и полезные блюда, но по приемлемым ценам. На западе их еще называют «ресторанами эконом класса». Здесь наш совет очень прост: «куй железо пока горячо», открывай уникальное гастрономическое арт-пространство, пока это не сделал твой конкурент!)

Торговые центры

Торговые центры
Торговые центры

Пандемия доказала, что мы не можем жить без ТЦ и моллов. Люди любят разгуливать между торговых рядов, потягивая кофе, да и для многих простой поход в ТЦ – это уже давно сложившийся и организованный досуг. Конечно, сейчас все можно купить в онлайн-магазинах, но в offlinе-retail люди идут за эмоциями. Например, грядет череда новогодних праздников, совсем скоро можно будет зайти в любой торговый центр и окунуться в атмосферу рождественской сказки. А еда и развлечения занимают в современных ТЦ доминирующее положение.

Есть лишь один нюанс: в связи со сложной эпидемиологической ситуацией в стране люди стали «отовариваться» в гиперах у дома, поэтому маркетологам и руководителям крупных ТЦ стоит внимательно подумать, чем завлечь покупателя.

Кластер «по интересам»

Еще один необычный тренд в арендном бизнесе. Кластеризация – это феномен формирования мест сосредоточения компаний из одной отрасли. Например, до недавнего времени многие газовики собирались у штаб-квартиры «Газпрома». В Москва-сити можно наблюдать финансовый кластер – многие банки, включая Россельхоз и ВТБ, собрались в одном месте.

Многофункциональные центры

МФЦ дают синергию: в одном месте организуют общественные и выставочные пространства и логистические центры. Все это делает проекты более устойчивыми и в экономическом плане.

Коворкинги

Коворкинги
Коворкинги

Этот формат прошел долгий путь от «хипстерской игрушки» до массового бизнеса. Однако коворкинги теряют свою актуальность и виной тому, опять же, пандемия. Люди стараются избегать мест общего пользования, брезгают работать и просто находиться в таких местах. Даже опен-спейсу теперь стоит быть внимательнее и разделять сотрудников высокими перегородками, барьерами и другими атрибутами мебели, которые создадут эффект «защищенности и личного пространства». Пандемия привела к тому, что коворкинги уходят на второй план.



Об авторе

Андрей Михайлович Брауде
директор управляющей компании RED

Андрей Михайлович Брауде
Андрей Михайлович Брауде

Возврат к списку

Семинары на выставке по теме Инвестиции

Подпишитесь на обновления

Мы не рассылаем спам. На указанный e-mail будут отправляться
только новые материалы нашего журнала

Подписаться
Посещение выставки это эксклюзивная возможность
в одно время и в одном месте: